Наш вклад в доступность технологий

Доступность (блог).jpgВ Сиднее наша команда посетила воркшоп «Доступность через технологии» (Accessibility Through Technology), который был посвящён адаптации технологий и интерфейсов для людей с ограниченными возможностями.

Согласно опросу Pew Research, лишь у 62% людей с ограниченными возможностями есть компьютер, и лишь у 72% из них есть смартфоны. Для сравнения, у обычных людей эти цифры соответственно равны 81% и 88%. Люди с инвалидностью в три раза чаще признаются, что никогда в жизни не выходили в Интернет. Большинство из них пользуются глобальной сетью крайне редко.

15% населения Земли, то есть более миллиарда человек, обладают той или иной формой инвалидности. 86% из них готовы платить за товары и услуги больше, если им предложат более доступные решения. Рынок для людей с ограниченными возможностями оценивается в 8 триллионов долларов в год — потенциал огромен. Но, к сожалению, 98% популярных веб-сайтов до сих пор не адаптированы для этих людей.
Accessibility2.jpg
Воркшоп провели организаторы конференции YConf — ежегодного мероприятия для людей, работающих в сфере клиентского опыта, продуктов и дизайна. Ведущим стал Мэтью Джонстон (Matthew Johnston) — руководитель отдела по интеграции людей с ограниченными возможностями компании Thoughtworks. Сам Мэтью слабослышащий, и именно технологии помогают ему выживать в современном мире.

Адаптация технологий для людей с ограниченными возможностями важна не только с этической точки зрения. Она добавляет ценности продукту, причём, не только для людей с плохим зрением или слухом, но и для обычных пользователей. Простой пример: автоматические субтитры YouTube позволяют смотреть видео глухонемым людям, но также упрощают понимание контента иностранными зрителями. Это делает сервис привлекательнее, повышая тем самым его ценность.

Важной частью воркшопа стал брейншторм, в ходе которого несколько команд должны были придумать, как повысить доступность концертов, театральных постановок и киносеансов для людей с ограниченными возможностями. Заодно нужно было повысить прибыльность этих мероприятий и привнести в них дополнительную ценность для обычных пользователей. Команда Sibedge предложила две идеи:

Первая — использовать устройства с тактильной обратной связью для передачи ощущений от музыки на концертах. Такое оборудование производит компания Woojer. Она выпускает пояса и жилеты, которые через вибрации усиливают ощущения от музыки. Только вот пользуются ими обычные люди, чтобы сделать эмоции ярче. Можно адаптировать технологию для людей с ограниченными возможностями. Так они смогут посещать концерты любимых музыкантов и физически чувствовать каждый звук. Им оборудование можно предоставлять бесплатно, а обычным людям — сдавать в аренду для повышения иммерсивности.
Accessibility3.jpg
Вторая идея — очки дополненной реальности, которые распознают речь в театрах и кинотеатрах, после чего автоматически генерируют субтитры на выбранном языке. Если для фильма уже есть готовые субтитры, очки могут подгружать их из облака, синхронизировать с происходящим на экране и показывать пользователю. Это привлекло бы огромное количество людей с ограниченными возможностями в кинотеатры. Остальные зрители (не носители языка кинокартины) смогли бы смотреть фильмы с оригинальной звуковой дорожкой, ещё сильнее погружаясь в сюжет и проникаясь игрой актёров.

Важное примечание: удивительно, но буквально спустя несколько дней после воркшопа, компания Google представила миру AR-очки, которые распознают речь человека и преобразуют её в текст на разных языках в реальном времени. Корпорация подслушала нашу идею, не иначе!

Адаптировать технологии для людей с ограниченными возможностями не так сложно, как может показаться. Всё это закладывается в продукт на этапе его проектирования. Повысить ценность сайта или сервиса довольно просто. Это не только сделает наш мир лучше, но и улучшит имидж компании, которая уделила этому внимание.