Счастье есть: кто такой менеджер по техническому счастью

Согласно исследованиям консалтингового агентства Delivering Happiness, 87% сотрудников компаний мира не видят смысла в своей деятельности и чувствуют себя несчастными. Именно поэтому во многих компаниях, включая Google, Audi, Hewlett-Packard и Morgan Stanley сегодня появляются сотрудники, чья должность звучит как «менеджер по счастью». 

Счастливый сотрудник на 12% продуктивнее несчастного. Но можно ли сделать всех сотрудников своей компании полностью счастливыми? Вряд ли. Зато можно поддержать их, открыть перед ними новые возможности, которые позволят раскрыть их потенциал и задействовать сильные навыки.

В компании Sibedge позицию менеджера по техническому счастью не так давно занял Сергей Чернявский. Предлагаем вашему вниманию интервью с Сергеем, в котором он рассказывает о своих обязанностях и о том, как можно сделать IT-специалистов счастливее. 

В чем заключается роль менеджера по техническому счастью?

Сергей: Моя роль заключается в эффективном распределении инженеров по проектам. Во-первых, нужно сделать так, чтобы у нас были инженеры, которые могут эффективно, качественно и с удовлетворённостью работать над проектами. Я тесно взаимодействую с нашим Центром профессиональных компетенций, чтобы у нас были инженеры, которые развивают в себе профессиональные и гибкие навыки, необходимые для эффективного производства. Во-вторых, я стараюсь сделать так, чтобы инженеры попадали на те проекты, на которых им было бы интересно работать с точки зрения технологических стеков, процессов и других важных моментов.

На что ты опираешься в своей работе?

Сергей: Инструкции о том, как именно мне нужно работать,  существуют. Но они базируются на принципах опредёлённых компаний, каждая из которых обладает своим подходом. Отталкиваясь от этих основ, мне совместно с командой Sibedge приходится создавать собственные принципы работы. Мы модифицируем эту должность, согласно нашим бизнес-процессам и пытаемся адаптировать новые модели производства. Это важная задача, которую нам нужно выполнить для достижения поставленных целей. 

Какими качествами должен обладать менеджер по техническому счастью?

Сергей: Менеджер по техническому счастью должен обладать широким кругозором и понимать хотя бы на среднем уровне все технологии, которые есть в компании. Учитывая, что мне также нужно понимать боли и проблемы разработчиков, коммуникационные навыки должны быть развиты на очень высоком уровне. Ещё одно важное качество — развитая эмпатия. Полезным оказался мой опыт в управлении проектами. Я был организатором процессов разработки, поэтому хорошо понимаю желания и потребности инженеров.

Что чаще всего мешает счастью IT-специалистов на работе?

Сергей: Проблемы бывают самыми разными. Вот лишь несколько примеров из моей практики:
  • несоответствие технологического стека желаниям инженера; 
  • неорганизованность командной работы;
  • излишние овертаймы в рамках проекта;
  • недостаточная компетенция коллег;
  • необоснованная требовательность со стороны стейкхолдеров проекта;
  • несоответствие темпа проекта темпу работы и жизни инженера;
  • проект перестаёт доставлять разработчику удовольствие из-за выгорания или по другим причинам.

Как можно сделать IT-специалистов счастливее?

Сергей: Вместе с Центром профессиональных компетенций я работаю над тем, чтобы наши специалисты развивались, повышали свои грейды и открывали для себя новые пути развития. Так, например, инженер может стать тимлидером или наставником для начинающих разработчиков. Мы также стараемся тщательно изучать требования проектов и коррелировать их с навыками наших специалистов. Стремимся сделать так, чтобы специалисты подходили проектам, а проекты — специалистам. Порой инженеры открыто говорят, что не хотят идти на какой-либо проект, и мы сразу принимаем меры, чтобы понять проблему и попытаться решить её в самом зачатке. 

Можешь дать совет о том, как поддерживать своё счастье на работе?

Сергей: Инженеры сами редко приходят и говорят, что у них какие-то проблемы. Поэтому рекомендую больше общаться с коллегами и регулярно проводить индивидуальные встречи по итогам работы в компании. На них можно обсудить с руководством любые моменты, которые вас беспокоят. Важно поддерживать контакт с сотрудниками HR-отдела, которые всегда выслушают и предложат варианты решения проблем. Компания должна быть готова меняться и по мере возможности улучшать условия работы своих сотрудников. Если люди раз за разом не видят прогресса в решении их проблем — они начинают чувствовать бессилие руководства. Эти проблемы должны быть услышаны, зафиксированы, переданы в работу, а главное — решены.

Как измерить уровень счастья разработчиков?

Сергей: Вместе с сотрудниками HR-отдела мы каждую неделю созваниваемся со специалистами. Прощупываем их состояние: кто доволен, а кто — недоволен. Если есть недовольства, стараемся сразу предпринимать соответствующие меры. Также раз в месяц проводим опросы по итогам работы. Ещё я лично общаюсь с людьми, провожу время со стек-менеджерами. Важно добиться эффективного стаффинга: увеличить процент людей, соответствующих требованиям проектов, а также процент удовлетворённости людей проектами. Наша цель заключается в повышении этих показателей. И мы активно работаем над этим. 

На что похож рабочий день менеджера по техническому счастью?

Сергей: Мой рабочий день — это встречи и общение с утра до самого вечера. Важно иметь крепкие голосовые связки, так как говорить приходится постоянно и очень много. Каждое интервью занимает в среднем от получаса до часа. И свободного времени практически нет. 

Что делает тебя счастливым на работе?

Сергей: Моя работа. То, что я делаю. Я бы не согласился на эту должность, если бы всё это не было мне близко. Задачи, которыми я занимаюсь, делают меня счастливым.